торговая марка зарегистрировать в Украине

Товарный знак – визитная карточка компании, повышающая ее узнаваемость в рыночной среде. Это надежный способ защитить свой уникальный товар или услугу от коммерческого плагиата (подделок, аналогов, товарных реплик).  Если вы планируете вести бизнес за границей – регистрация торговой марки в Украине первый этап на пути к регистрации по Мадридской системе, позволяющей продвигать услугу или товар на европейских рынках.

В этой статье рассказываем о том, как зарегистрировать торговую марку в нашей стране, об уполномоченных органах регистрации, требованиях к заявителю и других важных аспектах вопроса!

Куда обращаться

Раньше весь спектр процедурных политик по охране товарных знаков обеспечивала Государственная служба интеллектуальной собственности. С 18 мая 2017 года этими вопросами занимается госпредприятие «Укрпатент», которое находится в структуре Министерства экономической политики. Именно в сфере полномочий ГП «Укрпатент» регистрация торговой марки Украина.

Согласно Закону «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» «Укрпатент» уполномочен:

  • Принимать заявки и проводить экспертизу.
  • Выдавать свидетельства.
  • Проводить регистрацию торговых марок.
  • Проводить исследовательскую и информационную работу по совершенствованию законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Регистрировать торговые марки (знаки) имеют право украинцы и граждане других стран. Иностранцы могут сделать это только через патентных поверенных. 

С чего начать?

Главнейший момент – определение объекта защиты торговой марки. Например, компания выпускает кондитерские изделия, ассортимент которых очень разнообразен. Должна ли торговая марка обеспечивать защиту всей производственной линейки, отдельных продуктов или олицетворять предприятие в целом?

Обязательно определитесь, что станет объектом защиты:

  • Слоган (девиз, миссия).
  • Логотип.
  • Фирменный знак.

Чтобы собственная торговая марка была защищена еще надежнее, кроме объекта защиты следует обозначить сферу применения и формы. Лучше регистрировать отдельно словесное описание (слоган) и графическое изображение (логотип). Это позволяет уменьшить и даже исключить риск обхода торговой марки.

Классификация торговых знаков и их регистрация по классноти в МКТУ

После того, как объект интеллектуальной защиты определен, определитесь с формой воплощения торговой марки:

  • Текстовой (отдельные слова или словосочетания), как правило, слогана компании.
  • Графической (рисунок, стилизованный текст, словосочетание). Например, фирменный знак, включающий в себя название компании и ее логотип.
  • Звуковой, передающей уникальные, характерные для фирмы звуки. Ограничена только теми звуками, которые можно изобразить в виде нот.
  • Обонятельной, когда объектом защиты становится присущий для товара запах. Исключение – парфюмерия, из-за того, что она самостоятельный товар, имеющий присущий только ей аромат.

На официальном сайте «Укрпатента» ознакомьтесь с обновленным вариантом «Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 11 января 2018 года.

Каждый класс выделяется согласно отраслевой принадлежности. Без этого невозможна точная регистрация торговых марок: спектр защиты распространяется на услуги и товары, которые выбраны в соответствии с настоящим классификатором.

Самостоятельно выбрать услугу или товар по МКТУ довольно сложно. Зачастую, наиболее очевидный выбор по классификатору недостаточно полный. Впоследствии – зарегистрированная торговая марка не распространяется на ряд заявленных услуг или товаров. Гарантировано разобраться помогут опытные юристы, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности.

Важный момент: чтобы избежать тождественности при регистрации торговой марки и связанных с этим неприятностей, следует провести предварительный поиск, обратившись в компанию «Укрпатент».

Заявка на регистрацию ТМ и порядок рассмотрения

Процедура регистрации занимает около 14 – 18 месяцев с момента подачи заявки. За дополнительную плату процесс можно сократить до 7,5 – 8 месяцев.

Основные требования к заявке:

  • Ее подает заявитель либо поверенный по его поручению.
  • На каждый торговый знак оформляется отдельная заявка.
  • Язык заявки – украинский.
  • Документ должен содержать изображение торговой марки, заявление, описание товара либо услуги.

Датой ее подачи считается та, когда заявитель предоставил в уполномоченный орган заявление о регистрации ТМ, перечень услуг и товаров, защищаемых фирменным знаком, его изображение, информацию о заявителе.

Почему дата заявки так важна? Она обеспечивает приоритет на такой же товарный знак на протяжении 6 месяцев перед третьим лицом, подающим похожие заявки. Отметим, если вы действуете через поверенного, необходимо, чтобы у него была соответствующая доверенность.

Далее следует экспертиза заявки. Процедура состоит из двух этапов:

  • Формальной проверки, когда рассматривается соответствие поданной документации, ее достоверность и полнота.
  • Квалификационной экспертизы, предусматривающей глубокий анализ на отсутствие идентичности, заимствований, похожести, соответствия украинскому законодательству в области защиты интеллектуальной собственности.

Именно на втором этапе для заявителя возможны неприятные сюрпризы. Попасть в реестр торговых марок Украины можно только тогда, когда вся предварительная работа выполнена идеально. Необходимо, чтобы документы были составлены правильно, схожесть – не выявлена, запрещенные к использованию знаки и символы отсутствовали в символике торгового знака.

Регистрация ТМ – дело хлопотное, но выгодное. Торговая марка – нематериальный актив и инвестиция одновременно, а ее владелец сокращает расходы на рекламу широкой продуктовой линейки. Такой сложный вопрос лучше доверить опытным юристам адвокатского объединения «Фиделиум». Наши специалисты по вопросам интеллектуальной собственности успешно решают задачи, связанные с регистрацией торговых марок и помогут вам пройти этот путь с минимальными затратами времени и сил. Обращайтесь уже сегодня. Защитите свое право на результаты работы.